Существует замечательное изобретение, позволяющее легко и быстро усваивать новые знания не только птицам, но и людям. Именно с его помощью обычно самостоятельно изучают иностранные языки. Конечно же, имеется в виду аудиозапись. Как раз магнитофон и окажется незаменимым помощником в обучении вранового питомца человеческой речи.
Открытие эффективности подобной методики состоялось ещё в начале прошлого века, когда обучение птиц разговору пытались поставить на поток, и небезуспешно. Именно тогда в США была открыта специальная школа, учениками в которой стали… попугаи.
Изначально персонал учебного заведения пытался справиться со столь необычными учениками своими силами, не прибегая к помощи вспомогательных методик. И, несмотря на тяжкий труд, учителя добились несомненных успехов, за короткое время выпустив из стен школы более ста говорящих птиц.
Педагогические приёмы заключались в следующем.
В течение года во время ежедневных уроков, продолжительность которых составляла 25 минут, учительницы повторяли слово или фразу, предварительно накрыв клетку плотной тканью, чтобы птица как можно меньше отвлекалась. Обычно за период обучения попугай осваивал достаточное количество слов, включая и иностранные.
Однако такой метод требовал от учителей больших энергозатрат, поэтому однажды директриса решила усовершенствовать процесс преподавания, призвав на помощь новейшие технические достижения, к каковым в то время относился фонограф.
Успех был ошеломительным. Успеваемость пернатых учащихся просто взлетела с применением новой методики. Попугаи стали обучаться человеческой речи гораздо быстрей, и при этом нисколько не страдало качество «образования». Напротив, произношение у птиц, обучаемых с помощью фонографа, оказалось более чётким и чистым, чем у их предшественников, обучавшихся «вживую». Это позволило сократить не только курс учёбы вдвое, но и персонал, правда, всего на треть.
В настоящее время аудиотехника давно уже получила широкое применение в тренировке речевых и певческих навыков птиц, и регулярно используется, например, при обучении пению канареек.
Очень важно позаботиться о качестве аудиозаписи, чтобы избежать искажения звука и разного рода посторонних шумов. Между записанными отдельными фразами обязательно должны быть интервалы продолжительностью около четверти минуты. Для усиления эффекта от вспомогательной методики запись следует включать непосредственно после «живого» урока, чтобы закрепить пройденный материал.
Не забывайте, что следствием высокого интеллекта врановых являются очень разные способности особей, поэтому не стоит рассчитывать на непременный моментальный эффект от обучения даже с применением новейших технологий. Тем не менее, большинство вороновых птиц начинают со временем говорить, если их начали обучать в достаточно юном возрасте.
Кроме того, часто причиной отсутствия успеха в обучении бывают не скромные способности пернатого питомца, а неверное поведение его хозяина. Если вам быстро наскучили регулярные занятия, и вы стали проводить их лишь от случая к случаю, в остальное время попросту не обращая на птицу внимания – конечно, ничему она не научится.
В то же время, когда занятия проводятся регулярно, а хозяин терпелив и выдержан, успехи обычно бывают весьма заметными. Особенное внимание своему любимцу нужно уделять в возрасте до года, когда птица наиболее быстро схватывает всё новое. Если этот, столь благоприятный для целенаправленного обучения период упущен – потеряно многое, но ещё не всё.
Нужно обратить внимание на поведение питомца, когда вы находитесь рядом с ним. Если он внимательно слушает, что вы говорите, и смотрит в вашу сторону, не отвлекаясь – значит, готов к усвоению нового материала, и успеха ещё можно достичь, если постараться. Помните: только от вашего терпения, упорства и ответственности зависят успехи пернатого любимца в обучении человеческой речи.